Руководство по эксплуатации бортового прицепа

Описание прицепа - Паспортные данные
Рис. 1. Паспортные данные

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Информация о номере одобрения типа транспортного средства, идентификационный номер прицепа, допустимые нагрузки указаны на табличке изготовителя (Рис. 1).

Третья строка сверху содержит номер одобрения типа транспортного средства.
Четвертая строка сверху в табличке содержит идентификационный номер прицепа (VIN). Структура VIN:
Поз. 1-3 – международный идентификационный код производителя;
Поз. 4-9 – тип прицепа, варианты типа и версии;
Поз. 10 – код модельного года выпуска прицепа (модельный год выпуска – период времени, в течение которого не вносится существенных изменений в конструкцию транспортного средства и который может не совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительности). Коды для обозначения модельного года присваиваются в соответствии с техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств.
Поз. 11-17 – Производственный номер прицепа (номер кузова).
Допустимые нагрузки указаны в порядке сверху вниз:
- технически допустимая максимальная масса прицепа;
- технически допустимая максимальная осевая масса;
- технически допустимая максимальная нагрузка на сцепное устройство.
Идентификационный номер прицепа (VIN) так же нанесен на передней правой части рамы прицепа (Рис. 1).

Описание прицепа - Основные параметры и размеры
Модель прицепа - 850201-850203
Снаряженная масса, кг - 250
Разрешённая максимальная масса, кг - 750
Длина, мм - 3200…6550
Ширина, мм - 1800…2400
Высота, мм - 900…2850
Длина кузова, мм - 1940…4940
Ширина кузова, мм - 1240…1840
Высота кузова, мм - 350…2000
Высота борта, мм - 350
Высота тента, мм - 400…1750
Колея, мм - 1550…2150
Дорожный просвет, мм - 230

Описание прицепа - Сцепная головка и страховочная цепь
Сцепная головка (Рис. 3) предназначена для надежного соединения прицепа с тягачом.
Для соединения прицепа и тягача переведите указатель на сцепной головке в положение «Х», нажав на кнопку рукоятки и отогнув ее вверх, до упора. Затем опустите сцепную головку на шар тягового-сцепного устройства (ТСУ) и отпустите ручку. При правильной сцепке указатель перейдет в положение «+».

ВНИМАНИЕ: Если при сцепке указатель перешел в положение «-», это означает, что шар ТСУ износился                 
или сцепная головка зацеплена за ТСУ неправильно.
В этом случае буксировка прицепа запрещается!

Страховочная цепь
Страховочная цепь прицеп предназначена для обеспечения безопасности перевозки прицепа в составе автопоезда. Основная задача цепи – не дать возможности прицепу начать самостоятельное движение, в случае поломки сцепного устройства. При сцепке всегда устанавливайте страховочную цепь прицепа на ТСУ!

Описание прицепа - Опорное колесо (опционально)
Опорное колесо (Рис. 4) предназначено для хранения прицепа в горизонтальном положении и облегчения передвижения прицепа вручную.
Основные составляющие опорного колеса:
1 – корпус;
2 – рычаг регулировки колеса;
3 – колесо;
4 – хомут;
5 – фиксатор хомута.
Установка опорного колеса:
- откройте хомут, полностью выкрутив фиксатор;
- вставьте опорное колесо в хомут и закрутите фиксатор на несколько оборотов;
- отрегулируйте опорное колесо, двигая его вверх или вниз в хомуте;
- зафиксируйте колесо в хомуте, затянув фиксатор;
- отрегулируйте опорное колесо по высоте вращая рычаг регулировки.
Снятие опорного колеса:
- зафиксируйте колесо в корпусе, вращая рычаг регулировки (колесо должно встать в пазы, находящиеся в корпусе);
- откройте хомут раскрутив фиксатор;
- вытащите колесо и закройте хомут, закрутив фиксатор.

ВНИМАНИЕ: Перед снятием опорного колеса, установите прицеп на ТСУ, во избежание травм от возможного падения прицепа!
Перед началом движения ослабьте хомут и установите опорное колесо в наивысшем возможном положении.

ВНИМАНИЕ: При движении по дорогам за пределами населенных пунктов,    
обязательно снимайте опорное колесо с прицепа!

Описание прицепа - Кузов
Все бортовые прицепы Спартак имеют откидные задний и передний борта. Чтобы открыть борт, возьмите ручку замка на боковом борте, нажмите на фиксатор и потяните ручку от борта. Отсоедините замок от его ответной части на заднем/переднем борте и верните в исходное положение.

Будьте аккуратны при закрывании и фиксировании заднего/переднего борта! Не держите пальцы между бортами, между бортом и ручкой замка.

Перед началом движения закройте борта, во избежание выпадения груза.

Описание прицепа - Тент и каркас (опционально)
На бортовых прицепах Спартак могут быть установлены тенты, высотой от 400 до 1 750 мм. Тент предотвращает выпадение груза из кузова прицепа и сохраняет его в чистоте.
Монтаж тента должен производиться при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 15°С.
Не допускается эксплуатация тента без крепления к платформе прицепа. Во время движения автомобиля задний полог тента должен быть полностью застёгнут.
Не допускается эксплуатация тента с повреждениями.

ВНИМАНИЕ!

Перед началом монтажа тента необходимо осмотреть каркас и платформу прицепа на наличие повреждений, заусенцев, острых углов и прочих дефектов. В случае обнаружения дефектов, их необходимо устранить до монтажа тента, во избежание повреждения тента.
Монтаж тента осуществляется в следующей последовательности:
- развернуть тент на ровной поверхности для того, чтобы определить, где находится передний полог.
- свернуть тент.
- поднять тент наверх каркаса и развернуть его вдоль центральной продольной оси. При этом передний полог должен находиться в передней части прицепа.
 - спустить к бортам платформы автомобиля боковые, передний и задний полога, выровнять тент по каркасу.
- соединить задний полог с угловыми пологами при помощи скоб, застегнуть ремни.
- продеть через люверсы тента шнур крепления и зацепить его за крепежи на бортах платформы.
Монтаж тента закончен. Демонтаж осуществляется в обратной последовательности.

Эксплуатация тента
В процессе перевозки груза не допускается его соприкосновение с тентом.
При возгорании тента пожар ликвидируют всеми средствами пожаротушения.
При хранении, монтаже, демонтаже и эксплуатации не допускается контакт или хранение тента рядом с различными ГСМ, органическими растворителями, кислотами и химикатами, нагретыми поверхностями свыше 500С и открытым огнем. Необходимо предохранять тент от повреждений (надрывов, порезов, прожогов и т.д.). При обнаружении повреждений тента, во избежание дальнейших разрушений, необходимо прекратить эксплуатацию тента и произвести текущий ремонт.
В процессе эксплуатации прицепа с тентом во избежание повреждения тента нельзя допускать скопления на верхней части тента воды, снега и наледи. Не допускается эксплуатация тента с не застегнутыми клапанами и без должного крепления тента к платформе.
При хранении, монтаже, демонтаже и эксплуатации не допускается никаких внешних воздействий (нагрузок) на тент (укладка его на острые (режущие) поверхности, укладка других материальных средств на тент, передвижение по тенту и пр.).
При зацеплении тента за какие-либо предметы не допускаются острые рывки, необходимо освободить тент для плавного его передвижения по поверхностям во избежание повреждений тента.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТЕНТА

Техническое обслуживание и текущий ремонт тента, установленного на прицепе, должно осуществляться периодически, одновременно с ТО автомобиля, но не реже двух раз в год.
Объем работ при ТО и текущем ремонте:
- очистить материал тента от различных загрязнений;
- осмотреть тент с внешней и внутренней сторон на наличие повреждений;
- проверить крепления люверсов, скоб и ремней;
- при обнаружении повреждений материала тента произвести ремонт.
Ремонт порезов и прочих дефектов материала производится путем сваривания (склеивания) краев разрыва материала и (или) привариванием (приклеиванием) заплаты с помощью фена горячего воздуха или клеем типа БФ или Космофен.

Описание прицепа - Электрооборудование и фары
Для обеспечения безопасности и предупреждения дорожно-транспортных происшествий, прицеп оборудован фарами и световозвращателями.

1 – боковые световозвращатели;
2 – задние световозвращатели;
3 – габаритный огонь, подсветка номерного знака;
4 – сигнал торможения;
5 – сигнал поворота;
6 – противотуманная фара;
7 – передние световозвращатели.

Для подключения прицепа к ТСУ, вставьте вилку прицепа в розетку ТСУ. При этом паз в вилке, должен совпадать с выступом во внутренней части розетки ТСУ.

ВНИМАНИЕ: Перед началом движения, убедитесь, что прицеп подключен к ТСУ!

Эксплуатация прицепа - Требования к тягачу
Для буксировки прицепа тягач должен быть оборудован:
1 – тягово-сцепным устройством шарового типа, соответствующим модели автомобиля и имеющим сертификат соответствия, полученный в установленном порядке. Размер и расположение ТСУ должны соответствовать ТРоБКТС;
2 – элементами надежного крепления предохранительных цепей;
3 – розеткой для подключения электрооборудования прицепа

Эксплуатация прицепа - Установка номерных знаков
Номерные знаки крепятся непосредственно к швеллеру задней части рамы
болтовым соединением (Рис. 6)

Эксплуатация прицепа - Основы безопасной эксплуатации прицепа
Соблюдайте следующие правила для сохранения транспортного средства в исправном состоянии и увеличения срока его службы.
- При загрузке прицепа грамотно распределяйте нагрузку. Не нагружайте только одну
сторону прицепа, а распределите груз так, чтобы основная нагрузка приходилась на ось.
- Перед началом движения убедитесь, что вы правильно сцепили прицеп с ТСУ, установили страховочные цепи, присоединили вилку к розетке, закрыли и затянули борта и тент.
- Соблюдайте скоростной режим, не делайте резких движений при маневрировании и поворотах.
- После 1000 км пробега прицепа проверьте и протяните (при         
необходимости) ступичный подшипник, проверьте состояние ходовой части прицепа, состояние рессор.

Эксплуатация прицепа - Самосвал
Все бортовые прицепы Спартак обладают функцией самосвала. Она облегчает погрузку и разгрузку сыпучих материалов, транспортных средств и колесной техники на прицеп.
Опрокидывание кузова прицепа:
- открутите фиксирующий болт, который соединяет передний швеллер рамы и дышло;
- раскрутите фиксаторы самосвала (Рис.7);
- опрокиньте кузов.

ВНИМАНИЕ:
Перед опрокидыванием кузова прицепа:
- Установите его на ТСУ!
- Для предотвращения повреждений конструкции,
не открывайте борт до того, как опрокинули кузов прицепа.
- Убедитесь что во время опрокидывания кузова не пострадают
люди, находящиеся рядом с прицепом.

Эксплуатация прицепа - Движение прицепа
Перед началом движения убедитесь, что вы правильно сцепили прицеп с ТСУ, установили страховочные цепи, присоединили вилку к розетке, закрыли и затянули борта и тент.           
При движении с прицепом соблюдайте скоростной режим, не делайте резких движений при маневрировании и поворотах.

Эксплуатация прицепа - Обгон и опережение
Помните, что при движении с прицепом вы управляете автопоездом, длина которого значительно превышает длину вашего автомобиля без прицепа. Будьте предельно аккуратны при обгоне и опережении, убедитесь, что вы не создадите опасную ситуацию на дороге при перестроении после обгона или опережения.

Эксплуатация прицепа - Движение задним ходом
Движение задним ходом с прицепом обладает своей спецификой. Для того, чтобы проехать назад вправо:
- установите автопоезд в ровном положении;
- выкрутите руль влево;
- двигайтесь назад до тех пор, пока автопоезд не сложится до нужного вам угла;
- выкрутите руль вправо и закончите маневр, при этом автопоезд начнет выпрямляться.
Для поворота влево задним ходом выполните действия зеркально.
Движение задним ходом с прицепом требует определенных навыков и опыта. Мы рекомендуем вам потренироваться на открытых пустых площадках.

ВНИМАНИЕ: Прицеп не оборудован фонарями заднего хода, проявляйте предельную осторожность при движении задом!

Эксплуатация прицепа - Торможение и стоянка
При движении с прицепом тормозите плавно, берите большой запас свободного участка дороги для торможения. Помните, что масса автопоезда превышает массу автомобиля без прицепа.
При остановке или стоянке на подъеме или спуске включите стояночный тормоз и подложите под колеса противооткатные упоры.

ТО и ремонт прицепа - Уход и замена сцепной головки
Для надежной сцепки прицепа с тягачом, не допускайте повреждения и загрязнения сцепной головки прицепа. В случае загрязнения сцепной головки, очистите ее перед эксплуатацией.
В зимний период, при обледенении сцепной головки, несколько раз откройте и закройте замок сцепного механизма.
По мере необходимости смазывайте механизм сцепной головки смазкой Литол-24.

ЗАМЕНА СЦЕПНОЙ ГОЛОВКИ:
- Установите прицеп в горизонтальное положение, поставив дышло на опорное колесо или подпорку;
- Отверните гайки на болтах, скрепляющих дышло со сцепной головкой и вытащите эти болты;
- Снимите вышедшую из строя сцепную головку и установите новую;
- Вставьте болты, в отверстия сцепной головки и дышла;
- Установите шайбу, гровер и затяните гайку.

ВНИМАНИЕ: Замена сцепной головки, при сцепленном с тягачом прицепе, запрещена!

ТО и ремонт прицепа - Замена колес
- Установите тягач на стояночный тормоз и сцепите с ним прицеп;
- Ослабьте четыре болта крепления колеса;
- Установите домкрат под ось прицепа, в месте соединения с рессорой;
- Поднимайте прицеп до тех пор, пока колесо не окажется приподнятым на несколько сантиметров над землей, достаточных для установки колеса;
- Отверните болты и снимите колесо. Установите новое колесо и равномерно затяните болты крепления;
- Опустите прицеп;
- Подтяните болты крепления, проверьте и доведите до нормы давления воздуха в шине.

ВНИМАНИЕ: Неправильно установленный домкрат может привести к его падению и повреждению прицепа. Следите за тем, чтобы домкрат находился строго в вертикальном положении. Не допускайте попадания между домкратом и прицепом посторонних предметов, рук и других частей тела.

ТО и ремонт прицепа - Уход и замена электрооборудования
Электрооборудование прицепа должно поддерживаться в должном состоянии для обеспечения вашей безопасности и безопасности окружающих на дороге.
Поддерживайте в чистоте все светоотражатели и фары. В зимний период, очищайте их от снега перед каждым выездом.
Не допускайте соединения вилки прицепа с розеткой фаркопа, если они загрязнены или в них забился снег.

ТО и ремонт прицепа - Замена ламп
­- Отсоедините вилку прицепа от розетки фаркопа;
- Отсоедините крышку фонаря;
- Замените вышедшие из строя лампы;
- Соедините вилку прицепа с розеткой фаркопа и проверьте работоспособность замененных ламп;
- Установите на место крышку фонаря.

ТО и ремонт прицепа - Замена вилки прицепа
- Отсоедините вилку прицепа от розетки фаркопа;
- Крестовой отверткой отверните шурупы крепления корпуса вилки и разберите его;
- Плоской отверткой отверните шурупы клемм и отсоедините провода;
- Установите провода в новую вилку согласно схеме (Рис. 8);
- Соберите корпус и затяните его шурупами крепления.

ВНИМАНИЕ: Мы не рекомендуем производить замену вилки фаркопа самостоятельно. Неопытное обращение с электрооборудованием может вывести его из строя. Для заметы вилки фаркопа обратитесь к ближайшему официальному дилеру ООО «Спартак» или в сертифицированный сервис.

ТО и ремонт прицепа - Уход за рамой и кузовом
Для поддержания нормальной работоспособности и увеличения срока службы прицепа поддерживайте его раму и кузов в должном состоянии. Старайтесь не допускать ударов груза по кузову и раме.
При повреждении лакокрасочного покрытия – зачистите место повреждения, обезжирьте, загрунтуйте и покрасьте.
При повреждении цинкового покрытия – зачистите место повреждения, обезжирьте и покрасьте краской с содержанием цинка 96%.
Для сохранения антикоррозионных свойств лакокрасочного и цинкового покрытия прицеп необходимо регулярно мыть. Не допускайте большого скопления пыли, грязи, песка и соли на прицепе.

ТО и ремонт прицепа - Хранение прицепа
Прицеп может храниться в гараже и на открытой стоянке. На открытой стоянке рекомендуем хранить его под тентом.
При длительном хранении прицепа рекомендуем поставить его на металлические или деревянные подставки так, чтобы колеса не касались земли. Это позволит разгрузить рессоры и колеса.
В зимний период не допускайте большого накапливания снега на тенте прицепа. Периодически очищайте его от снега.